Разработка проектов по ландшафту и интерьеру

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы и произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.
Задать вопрос
Рисунок1.png

Этап 1 Сбор информации о владельцах будущего сада

•Выяснить состав семьи, ее быт и потребности. Чем живут эти люди, как отдыхают и работают, какие взаимоотношения в семье.

•Не менее важно понять, насколько публичны люди (члены семьи), проживающие на участке. Что этим людям больше по душе: одиночество или шумные вечеринки. Как часто и как много человек их посещает. Как вся эта компания проводит свободное время: если это обычные беседы – одно дело, а если игра в бадминтон – то совсем другое.

•Есть ли в данной семье домашние животные и каково в принципе отношение к ним. «Животные» здесь понимаются в широком смысле. Сюда мы отнесем и собаку, и населенный рыбами пруд, и другую живность, даже пчел. Одна маленькая такса может серьезно перестроить на свой лад большой сад. И лучше учесть ее присутствие с самого начала. Какое проживание на данном участке в этой семье практикуется — круглогодичное или летнее? Если круглогодичное, то какая часть участка «выпадает» зимой (он редко используется целиком). Если сезонное (на определенный период) – то как рано начинается сезон и как поздно заканчивается

•Медицина. К сожалению, эти вопросы не всегда учитываются, а тем временем гипертоникам, гипотоникам, онкологическим больным нужен сад, разный в колористическом отношении. Так, например, людям с повышенным давлением сооружать «горящие огнем» оранжево-красные цветники – не лучший вариант, а «желтые» сады усугубят страдания людей с онкологическими заболеваниями. Для сада аллергика подойдет специфический подбор растений (не вызывающих аллергию). Если в семье есть с трудом передвигающиеся люди, то нужно учитывать конфигурацию дорожек и материал, из которого они сделаны. А может быть, здесь будет жить человек, считающий себя абсолютно здоровым, но у него начинает жутко болеть голова от цветущей сирени или черемухи. Все это важно учесть с самого начала. Поверья. Очень забавный фактор, но, как оказалось на практике, не учитывать его просто нельзя. Бывает смешно, когда одни люди просят посадить то или иное дерево, потому что оно «к деньгам», а другие, живущие через забор с ними, категорически от него отказываются, потому что оно «к покойнику». Кто-то считает один вид растения парадным (исключительно для входной зоны), а кто-то – больше подходящим для кладбища. Учитывайте и это.
•Открытые и закрытые пространства.•Все люди разные, поэтому важно понять к чему тяготеет данный человек и (или) его семья. Кто-то без смущения будет загорать посреди газона, не думая о мнении соседей. А кто-то хотел бы отдохнуть в уютной беседке, плотно увитой лианами. Все чаще и чаще встречаются нормативы открытых и закрытых пространств, которые авторы рекомендуют использовать для проектирования. На самом же деле, я глубоко убежден, что применение подобных правил – в корне неверно. Здесь важны личные предпочтения. На этом этапе нужно хотя бы приблизительно понять – хотят ли владельцы сада иметь обширную поляну с тремя деревцами или, наоборот, лесок с маленькой полянкой? Автомобили. Как много их в семье, насколько они большие? Приезжают ли гости на машине? Немаловажны даже такие на первый взгляд мелочи, как привычный для водителя способ въезда на участок: передом или задом. Где моют машину: на садовой парковке или у ближайшего пруда?

•Пик декоративности. Понятно, что сад в идеале должен быть красив все то время, которое в нем находятся люди. Но иногда бывает и так, что какой-то период времени должен быть особенно декоративным (например, в это время сад наполняется гостями по поводу чьего-то дня рождения).

•Хобби. Причем в самом широком смысле. Кулинария, настольные игры, бадминтон, пчеловодство, коллекционирование растений, собаководство… Все это должно быть известно еще до начала работы над проектом.

•Взаимоотношения с соседями. Не секрет, что бывает так: к какой-то стороне своего участка мы стараемся вовсе не подходить только потому, что люди, проживающие там, нам неприятны. А с кем-то мы и калитку делаем с участка на участок. Это будет важным моментом в распределении закрытого и открытого пространства сада, в проработке ориентаций взгляда с видовых точек, в распределении мест отдыха по территории сада.

•Сложность ухода за будущим садом. Насколько тщательно проживающие в саду люди готовы ухаживать за ним? Понятно, что минимальный уход потребуется в любом случае, но он может быть и очень трудоемким. Где та граница – нужно решить уже сейчас. Вы собираетесь просто стричь газон и подметать дорожки или же готовы укрывать растения на зиму, стричь изгороди, ежегодно выкапывать луковичные, сажать летники и т. д.?

•Финансовые возможности владельцев будущего сада. Имеются в виду как разовые вложения на его строительство, так и постоянные, связанные с эксплуатацией. Последние зачастую более важны, так как в первом случае работу можно разбить на этапы на неопределенное количество лет, а во втором это сделать невозможно.
2.PNG
Этап 2 Сбор информации о территории будущего сада
•В разных литературных источниках вы можете встретить различные названия данного этапа, например: предпроектный анализ территории; ландшафтный анализ; ситуационный план. Но вне зависимости от названия суть остается прежней. А именно: если на первом этапе мы собрали всю максимально возможную информацию о людях, для которых строим сад, то здесь, на втором этапе, необходимо собрать всю возможную информацию, но уже о территории, на которой будем работать, о ее ближайшем окружении.

Определить необходимо следующее:

•Здания и сооружения, присутствующие на участке. Постройки лучше наносить сразу с указанием входов, окон, а также с планом помещений дома (спальня, кухня, гостиная и т. д.).

•Границы участка с входами и въездами. Если ворота и калитка распашные – показать, насколько и в какую сторону они распахиваются. Если ворота откатные, то показать, куда смещается створка. При этом желательно с самого начала указать материал, цвет, высоту ограды.

•Направление север – юг. План на листе должен быть расположен так, чтобы север находился в верхней части листа.

•Подземные и наземные коммуникации (водопровод, канализация, газопровод, кабель связи, электро кабель, «воздушная линия» и т. д.) непременно должны быть нанесены на план. Там же должны присутствовать и зоны запрета (исходя из нормативов) посадки деревьев и кустарников в соответствии с положениями СНиП.

•Рельеф. Обычно нанесение рельефа на план не требуется делать – нормы оформления документов на землю в настоящее время таковы, что, скорее всего, вы уже располагаете планом (этого требует закон о землепользовании), на котором нанесены горизонтали с указанием высот. Если его нет, а сами вы не владеете навыками работы с нивелирами и теодолитами, то можно заказать геодезическую съемку, сейчас эта услуга предлагается многими организациями. В конце концов, можно воспользоваться и простейшим водным уровнем, чтобы хотя бы примерно определить уклон на вашем участке

Существующие насаждения с их характеристиками.

•В классическом проектировании составляется большая инвентаризационная ведомость, в которую заносится вся информация об имеющихся на участке растениях. Например, фиксируется не просто диаметр кроны, а ее ширина с востока на запад, с севера на юг и т. д. В нашем же случае можно просто выделить разным цветом различные группы растений, например такие:
• «не расстанусь ни за что» (красивые деревья или деревья, которые ни при каких условиях вырубать или пересаживать на другое место вы не будете);

• «расстанусь без сожаления» (поднадоевшие и ничем не ценные для вас растения, с которыми вы можете расстаться, вырубив их или пересадив за пределы границ участка);

• «сомневаюсь, стоит ли оставлять» (если их подлечить, обрезать или пересадить – будет вполне недурно; пока оставим проблемные культуры на своих местах, но планируем по отношению к ним в будущем комплекс агротехнических мер).

•Наносить на план деревья лучше сразу с двумя контурами крон: одна – то, что мы имеем сегодня, а вторая – окончательные размеры растения в климатических условиях вашего участка. Неплохо перечислить и основные травы, присутствующие в напочвенном покрове.

•Характеристики соседних территорий. Важный момент, часто недооцениваемый. Все, что имеется у соседей, из-за небольшого размера самих участков фактически становится принадлежностью вашего. Рассматриваем все негативные и позитивные моменты: например, соседские неприглядные курятники и сараи надо скрыть (возможно, высокими посадками), а вот, скажем, роскошную старую яблоню, красиво возвышающуюся вблизи забора, можно включить в декор вашего сада.

•Постоянный шум со стороны, летящая пыль, неприятный запах и пр. (бывают самые разные варианты сторонних неудобств, их не перечислишь) могут стать серьезными факторами при проектировании пространства сада, в разработке его объемно-пространственной структуры.

•Анализ почв. Здесь два пути: либо действительно сделать анализ в лаборатории (обычно достаточно определить кислотность и наличие таких элементов питания, как азот, фосфор, калий), либо самостоятельно определить характеристики почв по косвенным признакам.

•Гидрологический анализ и анализ водного режима. Здесь мы чаще всего определяем по косвенным признакам заболоченность участка. Это видно и по той древесной растительности, что здесь произрастает, и по уровню воды в колодце. На этапе планировки важно понять, что требуется – поливочная система или, наоборот, дренаж. На новых и незнакомых для вас участках хорошей «лакмусовой бумажкой» могут служить соседние участки, на которых уже имеются посадки. По состоянию тех или иных видов растений с последующим анализом их требований можно сделать выводы о данной территории. Определение механического состава почвы

•Фото фиксация. Сделанные снимки участка потом помогают при проектировании. Важно снимать его со всех основных точек, не приближая и не удаляя объекты съемки. На плане необходимо нанести точки, откуда вы делали снимки, и показать стрелочками, куда был направлен объектив. Рядом с ними можно поставить номера, соответствующие номерам кадров. Если имеются фотографии с одних и тех же видовых точек, но в разные периоды года – то это также может помочь впоследствии, когда вы приступите к проработке сезонной декоративности своих композиций. Важно выполнять всю работу по второму этапу на листе такого размера и в таком масштабе, чтобы взгляд охватывал его целиком.

Этап 3 Функциональное зонирование территории

•То, что мы собираемся делать на данном этапе, можно назвать функциональным зонированием территории. По сути сейчас нам необходимо соединить воедино информацию о людях, полученную на первом этапе, и о территории, собранную на втором этапе. Для этого мы должны внести все зоны, определенные на первом этапе, в план, подготовленный на втором этапе.

•Свободного места почти не должно остаться, кроме нескольких резервных фрагментов для перспективного развития сада. Если вы не готовы сразу освоить большой участок, не нужно отрезать его часть, чтобы работать с ней, а потом, со временем, перейти к следующей. В этом случае вы рискуете получить вместо одного цельного участка два несвязанных. Пытайтесь в проектировании (а в данный момент – в зонировании) задействовать всю площадь.

•Не пытайтесь на этом этапе наносить уже готовые контуры площадок, беседок и пр. Важно весьма условно, свободно и не масштабно нанести ориентировочное местоположение различных зон, которые, вообще говоря, могут пересекаться, сливаться друг с другом или находиться внутри друг друга.

•Не думайте сейчас об ассортименте растений, материалах и прочих деталях. В данный момент мы определяем лишь функцию, предназначение того или иного фрагмента сада. Нужно работать именно с зонированием и обратить свое внимание именно на это.

•Функциональные зоны могут быть различными. Почти у всех на участке должны быть такие зоны, как входная и хозяйственные, автостоянка (у имеющих автомобиль), огород, плодовый сад, площадка для тихого отдыха… Но иногда бывают и экзотические варианты типа «садового театра», «фазаньего вольера» или луга с ульями. Список был составлен нами (учитывая характеристики обитателей участка) на первом этапе, и теперь мы последовательно выбираем место для каждой из его позиций. Сам дом, другие значимые постройки (баня, летняя кухня и пр.) имеет смысл выделить в самостоятельные зоны. В то же время надо помнить, что такие элементы сада, как цветник, не могут быть отдельными зонами: он может украшать площадку для отдыха, дорожку у входа или, к примеру, радовать глаз, когда вы сидите на веранде. Поэтому такие элементы часто становятся составными частями тех или иных функциональных зон.

•Местоположение таких зон, как «дом», «парадный вход», «парковка», выбирать чаще всего не приходится. Это данность. Дом уже стоит, вход в него и калитка в заборе есть, ворота для машины присутствуют в большинстве случаев с самого начала. Но если у вас голый участок, то подойдите к расположению этих элементов ответственно. При выборе местоположения дома (если он еще не установлен) важно учесть, какие виды будут открываться из окон (с террасы): красивые (например, лес) или неприглядные (стена соседской кухни), с утра там будет солнце или вечером. Имейте в виду, что создать интересную зону даже на не освоенном пока участке с домом, стоящим в углу, куда сложнее, чем на том, где дом отнесен от границ и уже своим присутствием изначально делит территорию на зоны.

•Очень интересными получаются те участки, где дом не только отодвинут от границ, но и не параллелен им. Однако последнее, увы, могут позволить себе далеко не все домовладельцы.

•Следуя логике, нужно подходить и к размещению иных зон сада. Факторов, влияющих на определение местоположения зон, множество и они различны. Огород и сад будут зависеть от рельефа (в низине или на пригорке) и степени освещенности, расположение гаража – от близости ворот, детской площадки – от обзора из окон дома и т. д. Некоторые функциональные зоны могут поглощаться более крупными. Так, например, ничто не мешает расположить беседку для тихого отдыха внутри плодового сада.

•Главное, чтобы выбранное местоположение той или иной зоны было мотивировано. Торопиться с определением этого положения никак не стоит. Рассмотрим несколько логических цепочек выбора места для той или иной зоны. Для примера возьмем лишь некоторые из зон, довольно часто встречающиеся при проектировании сада.

•Если водоем неглубок, особенно важно, чтобы он был частично скрыт от солнца – иначе вода в нем будет сильно прогреваться. При повышенной температуре (и на свету) водоросли растут активно, а микроорганизмы, поедающие их, погибают. Естественно, такой пруд быстро превращается в зеленую болотистую лужу. Значит, выбирая место под водоем, мы должны избежать солнцепека. Чем притенять – зависит от размеров водоема. В одном случае можно обойтись несколькими водными растениями, в другом понадобится плакучая ива, склонившая над водой свои длинные ветви. 

•Если для создания тени начать добавлять растения, водоем только выигрывает в эстетической привлекательности. Солнце должно освещать воду 5–6 часов в день – этого вполне достаточно. Другой важный момент при выборе места для водоема – учет отражающей способности водного зеркала. Вы можете сделать так, что в водоеме будут отражаться растения и предметы (но не яркие фонари, отблеск которых в воде раздражает глаза).

•Помните о том, что маленькая глубина и яркое освещение ухудшают отражающие свойства, а большая глубина и поверхностное затенение, наоборот, улучшают их. В неглубоких садовых водоемах простым решением может быть темное дно. Важно, что’ будет отражаться на глади воды: кирпичная стена вашего дома или крона соседской яблони. Это тоже повлияет на выбор места под водоем. Надо сказать, что то или иное отражение в воде визуально может как расширять пространство сада, так и сокращать его. Это особенно важно в садах небольшого размера.

•Если дом углублен в сад (или удален от входа), скорее всего, игровая зона будет находиться за ним, а не у дороги. Выбранное место должно быть защищено от пыли, шума и ветра. Иначе впоследствии придется устраивать возле площадки специальные постройки, защитные экраны, насаждения, а это дополнительная работа. Не стоит устраивать площадку в нижней части сада или там, где возникает застой воды. Если участок избыточно влажный по всей своей территории, для детской площадки требуется специальное решение, например, деревянные помосты или насыпи. У детей, играющих в саду, должен быть выбор: находиться на солнце или в тени, поэтому на территории площадки необходимо запланировать солнечную (не менее 1/3 площади) и затененную части. Если на участке растет какое-либо взрослое дерево, имеет смысл организовать именно под ним детскую площадку. Если такого дерева нет и весь участок под солнцем, то потребуется сооружение каких-то притененных элементов. Это могут быть шалаши, они куда больше приглянуться ребенку, чем, например, беседки. Соорудить их можно, например, из живых ивовых прутьев, которые довольно быстро укоренятся и дадут зеленую массу. Создать тень помогут также перголы, увитые лианами, тенты и прочие укрытия.

•Несмотря на то что на стадии зонирования мы не определяем точного размера площадок, предположить, будет ли это поляна для игры в мяч или детский огородик для юного натуралиста – имеет смысл уже сейчас. Размер детской площадки зависит от того, каков именно ребенок: один способен часами оставаться на одном месте, спокойно играя в песочек, другому же нужен простор.

•Выбирая место под площадку, не забывайте, что дети довольно быстро растут. Подумайте заранее, как освободившаяся через десять лет площадь впишется в структуру сада в целом, какие функции сможет выполнять, как будет выглядеть. Деревья, под которыми дети сидели в песочнице, вполне могут стать зеленой крышей над местом вашего отдыха, а сама песочница превратится, например, в мощеную площадку с садовой мебелью.

•Допустим, мы решили, что площадка должна располагаться не у стены дома, а у забора. Выбор места может быть продиктован соседскими постройками, которые будут видны с площадки. Например, напротив нашего участка стоит неказистый домик, и мы подсознательно отодвигаемся от него, перенося площадку подальше. Но в итоге, отдыхая на позиции «подальше», мы подолгу созерцаем именно этот малопривлекательный дом, который все время находится в поле нашего зрения. Подумайте о том, чтобы, наоборот, расположить площадку отдыха максимально близко к соседскому дому – практически под его забором. Тогда вы будете сидеть к нему спиной и любоваться своим домом. Хороший вид с площадки отдыха на собственный дом важен – это привносит ощущение комфорта и уверенности. Менее удачен вариант, когда дом стоит прямо напротив беседки, являющейся местом отдыха, и соединяющая их прямая линия «разрезает» пополам сам сад и плоскость газона. Выбирая место для площадки отдыха, нужно обязательно чувствовать дом. И если вы его не видите, сидя вплотную, то должны хотя бы чувствовать, опираясь спиной о его теплую стену. Естественно, нужно учитывать в расположении площадки все те факторы, которые определили на одном из предыдущих этапов (скажем, постоянный шум, неприятный запах и пр.).

•Аналогичным образом можно логически выявить и местоположение других зон сада. Делать это нужно, руководствуясь потребностями конкретной семьи, то есть теми характеристиками, которые мы выясняли на первом этапе. Теперь, когда зоны нанесены, важно проделать еще одну процедуру: определить степень их взаимодействия (визуального и физического) друг с другом. Под словом «визуальное» мы понимаем возможность или невозможность созерцания одной зоны из другой. Иногда это просто необходимо (например, отдыхающие в беседке родители должны видеть то, что происходит на детской площадке), а иногда, наоборот, мы не хотим видеть другую зону (скажем, хозяйственную). Физическая же связь подразумевает возможность или невозможность прохода из одной зоны в другую. И здесь, за редким исключением (например, входная часть всегда связана с домом), тоже нет универсальных решений. Кто-то хочет с площадки барбекю сразу попасть в огород (чтобы нарезать к шашлыку свежей зелени), а кто-то желает огород визуально изолировать. Кто-то хочет попасть на площадку отдыха сразу от входа, а кто-то нет и т. д. … Средства ландшафтной архитектуры позволяют нам сделать многое, но каждый конкретный случай требует своего решения. Вам необходимо найти его, исходя из первого (в основном) и, частично, из второго этапа. Для того чтобы это взаимодействие было более наглядным – отобразите его на плане. Например, двусторонней стрелочкой соедините те зоны, которые требуют физической связи, и такой же двойной, но зачеркнутой, в которых, напротив, такая связь ни к чему. Двойной волнистой стрелочкой (простой или перечеркнутой) обозначим все то же самое, но для возможности или невозможности визуальной связи.

Этап 4 Формирование объемно-пространственной структуры

•Все, что мы делали на предыдущих этапах, – было работой с плоскостью. Теперь нам предстоит перейти к работе с пространством, с формирующими его объемами. Это сложная задача: если с плоскостным планом легко справляются все, то с объемным – далеко не каждый. Нужно постараться перестроить свою линейку ощущений и представить себя не великаном в стране лилипутов, а муравьем, ползающим среди нарисованных сосен и елей. Такое отношение к плану поможет вам более четко представить себе его объемно-пространственную структуру. Если же такая психологическая трансформация сложна для вас, есть еще способ, который может помочь. Разработанный на предыдущих этапах план надо положить на стол и сфотографировать, но не фронтально (сверху вниз), а под углом, с каждой из его сторон, а потом на этой плоскости схематично нанести объемы.

•Из чего же складывается будущая объемно-пространственная территория сада? Из плоскости (поверхность земли), объемов (насаждения, сооружения, рельеф, малые архитектурные формы) и пространства (так можно назвать пустоты между расставленными объемами). У многих возникает вопрос: а в каком взаимном балансе эти объемы и оставшееся открытым пространство должны находиться? Скажу сразу, что такие нормы есть, но составлены они были для публичных, общественных садов. У нас же сад, принадлежащий конкретному хозяину и его семье. Ни о каком среднестатистическом человеке здесь речи нет. Люди, живущие на данном участке, значительно отличаются от этого «среднестатистического». А значит, и нормы, для него рассчитанные, им не подходят. У каждой семьи свои нормы, регламентированные только собственным бытом, потребностями, условиями участка и т. д. Это хорошо видно по интерьеру, в котором живут люди: тяжелые шторы из плотной ткани, низкие абажуры, ковры на стенах и полу, подушки на диванах или широкие, почти не занавешенные окна, много светильников, светлые по цвету стены, минимализм в мебели… Чувствуете, насколько различаются это дома, насколько разные люди в них живут? Так вот и сады у этих людей будут разными. Кто-то любит солнце и воздух, а кто-то укромные уголки, если так можно выразиться, «норки», укрытые со всех сторон. Для «норного» интроверта надо проектировать сад закрытый, а для экстраверта – наоборот, солнечный, открытый.

Этап 5 Формирование дорожно-тропиночной сети

•На прошлом этапе на плане сада мы разместили объемы, которые впоследствии будут преимущественно заполнены растениями, а также строениями, малыми архитектурными элементами и другими элементами сада. Теперь важно сделать так, чтобы расставленные объемы наиболее удачно воспринимались именно при движении по саду. Залог успеха здесь состоит в грамотном расположении дорожно-тропиночной сети.

•Термин «дорожно-тропиночная сеть», а не просто «сеть дорожек» или «тропинки», не случаен. Само это словосочетание подсказывает нам, что есть как минимум «дорожки» и есть «тропинки». Действительно, редко бывает, чтобы в частном саду все дорожки были равнозначными. Есть основные, по которым мы часто ходим, которые чистим зимой, а есть, так сказать, «прогулочные», используемые от случая к случаю.

•Хочется развеять миф, гуляющий от книжки к книжке, от статьи к статье. Часто встречается рекомендация: перед тем как проложить дорожку, перекопать в этом месте землю и оставить так на некоторое время. Мол, где будут ходить, там и надо выкладывать плитку. Это неверно. Естественно, если это плоскость без каких-либо преград на пути движения – всякий нормальный человек будет пересекать путь от точки "А" до точки "Б" по прямой. Но будет ли это красиво? В регулярном саду наверное, но ведь подавляющее большинство из нас строят сад, имитирующий естественные природные пейзажи. А посему способ этот хорош, но не для того, чтобы определить расположение трассы самой дорожки, а для того, чтобы понять приоритетные направления движения. Увидеть, где ходят больше, а где меньше (насколько сильно будет утоптана перекопанная земля), и в зависимости от этого определить, где будут основные дорожки, а где вспомогательные. Это и, пожалуй, направление движения – все, чем может нам помочь данный метод.

Этап 6 Анализ видовых точек

•Итак, на предыдущем этапе мы определили примерную трассировку дорожек и место их основных узлов. Теперь необходимо подумать, как сделать так, чтобы передвигаться по ним было удобно (кратчайшим маршрутом по всем нужным видовым точкам сада). Важно, чтобы идущий по саду человек видел то, что мы хотим ему показать. Важно подумать и о том, что’ видит человек не только во время движения по саду, но и тогда, когда сидит на скамейке, выходит на крыльцо или оглядывает сад из окна гостиной. Для этого необходимо выявить имеющиеся видовые точки и центры пейзажных картин, а также спроектировать те и другие, если существующих не хватает.

•Выявление существующих видовых точек. На всей территории проектируемого сада проводим выявление существующих видовых точек. Они будут в тех местах, откуда можно любоваться садом. Несомненно, это калитка в сад (оттуда мы бросаем первый взгляд на него), терраса, крыльцо дома или надворной постройки, площадка отдыха.

•Не так прост и момент выявления существующих видовых точек по пути движения, как это кажется поначалу. С одной стороны, практически каждый новый шаг (когда мы идем по дорожке) является новой видовой точкой. Но с другой стороны, с точек, которые расположены столь близко друг от друга, мы видим практически не меняющуюся пейзажную картину. Выявляя видовые точки, важно обнаружить тот момент, когда одна картина меняется на другую. Именно в этом месте и ставится новая точка. Пока картинка неизменна, новые точки можно не наносить.

•Результат шестого этапа: Получение плана с расположением видовых точек, направлениями, по которым раскрываются наиболее интересные виды, и ориентировочным расположением центров пейзажных картин.

Этап 7 Разработка первичной концепции

•Только сейчас мы можем приступить к тому, что собственно и называется ландшафтным дизайном. На этом этапе наши площадки и беседки приобретут конкретные очертания, большие заданные объемы будут разбиты на более мелкие составляющие (деревья, кустарники, цветники), дорожки приобретут ширину, а водоемы – более четкие контуры. Но это всего лишь первичная концепция, которую далее потребуется детализировать все глубже и глубже, ведь, как говорилось ранее, в проектировании сада мы идем не от частного к общему, а от общего к частному.

•Когда предварительная концепция будет готова, мы начнем работать уже в ее рамках. Однако трудно детализировать фрагменты в том же масштабе, в котором мы разрабатывали концепцию сада в целом. Соответственно, вполне логичным выглядит деление территории сада на фрагменты, с которыми мы и будем продолжать работу по проектированию. Эти фрагменты должны быть логически законченными, со своим ядром и подчиненными элементами. Очень часто выделяемые фрагменты совпадают с разработанными функциональными зонами, но не всегда. Важно, выделяя фрагменты, делать это так, чтобы их границы шли не впритык друг к другу, а слегка внахлест. Закончив детализацию одного фрагмента, мы приступаем ко второму, но уже обязательно с учетом того, что сделано для первого: нельзя резко сменить тип мощения, ассортимент растений и пр.

•Разделив участок на фрагменты (с нахлестом), необходимо каждый из них увеличить до максимального размера, но при этом, как и в случае проектирования сада в целом, все же «читающегося» целиком. Если вы работаете в одной из компьютерных программ-проектировщиков, тогда просто распечатываете фрагмент в другом масштабе, если же рисуете от руки, то самое простое – воспользоваться ксероксом с функцией масштабирования, увеличив каждый из выделенных фрагментов до требуемого размера.

•Перед вами стопка листов с фрагментами – с ними будет продолжаться работа. По сути, это и есть работа ландшафтного дизайнера (подбор материалов, видов растений, малых форм, цветовых сочетаний и т. п.). Ландшафтный дизайнер отличается от ландшафтного архитектора тем же, чем отличается дизайнер по интерьерам от архитектора здания. На протяжении всех предыдущих этапов мы проектировали будущее «здание сада», как архитекторы, теперь же пришло время заняться его отделкой и декором, что является работой дизайнера.

•Многие могут возразить: почему с таким же успехом с самого начала не разделить свой сад на «фрагменты» и не приступить к их проектированию? На самом деле, между фрагментами, которые у нас получились сейчас, и теми, которые были бы при делении участка без предварительной подготовки, огромная разница. И прежде всего она заключается в том, что фрагменты уже включены в концепцию сада. Теперь мы проектируем не просто фрагмент сада, а именно часть чего-то обдуманного, целого. И эта часть у нас уже регламентирована и по цвету, и по размеру, и по функциональному назначению. Все это в комплексе позволяет создать нам общий план сада

Этап 8 Детализация фрагментов сада

•У вас на руках подготовленные на предыдущих этапах фрагменты сада, которые нужно довести до совершенства. Выработать ассортимент, проработать материалы, колористику, сезонную декоративность сада, отобразить стилистические предпочтения хозяев и т. д. Работая с конкретными фрагментами, мы во многом повторяем этапы, которые были пройдены выше, но уже применительно к не саду в целом, а исключительно к его отдельным частям.

•Мы вновь возвращаемся к пристрастиям и потребностям владельцев сада. Но если ранее мы выявляли их общие садовые предпочтения, то теперь начнем разбираться, а что они конкретно будут делать на площадке отдыха (если, к примеру, работаем с этой зоной сада) и что им для этого отдыха необходимо. А потом, как и на третьем этапе, будем заниматься функциональным зонированием, но уже не всего сада, а его отдельного фрагмента, решая, где здесь место столу, лавкам, мангалу и т. д. Определимся с видовыми точками и центрами пейзажных картин, но уже применительно к данному фрагменту. И только после этого мы сможем заняться тем, чего не делали прежде, а именно – наполнять план конкретными растениями, деталями, материалами и т. д. Первичным будет работа с растениями. Именно ими (в большинстве своем) мы будем заполнять ранее запроектированные объемы. Начнем с более крупных растений, затем найдем подчиненные им (более мелкие), наконец, подчиненные подчиненным и т. д. – пойдем от общего к частному, от большего – к меньшему. Это касается и видовых точек, однако не все они одинаковы и, как следствие, подбор акцентов для них будет не одинаковым. Есть статические видовые точки (скамья, веранда дома), а есть динамические, те, которые мы проходим в движении (повороты дорожек и пр.). Мало того, и в одном и в другом случае обозреваемая картина может быть расположена как достаточно близко к видовой точке, так и на удалении от нее. В итоге образуется как минимум четыре различных варианта восприятия растения или группы растений: с близкого расстояния в движении и из статичного положения; с дальнего расстояния в движении и из статичного положения.

•Логично предположить, что пространство с этих точек будет восприниматься по-разному, а значит, и строить его мы должны неодинаково. В первую очередь это касается способности различать детали у тех или иных декоративных растений. Далеко не все они одинаково красивы как вблизи, так и на расстоянии. Часть декоративных характеристик: форма кроны, ажурность растения, его общий совокупный цвет – будет по достоинству оценена именно с расстояния (обычно оптимум – удаление от самого растения на расстояние, в 2,5–3 раза превышающее его высоту) и не так хорошо вблизи. Некоторые декоративные характеристики, например форма кроны, вблизи и вовсе «не читабельны». В то же время целый ряд мелких деталей у некоторых деревьев, кустарников и травянистых многолетников, напротив, различим только при нахождении в непосредственной близости от растения. Это цветы и плоды у некоторых видов, кайма и пятна на листовой пластинке, наросты на побегах, необычная форма листа и пр. Уже на удалении от растения на расстояние, в 2–3 раза большее его высоты, детали становятся неразличимыми. Подбирая растения для композиций, ориентированных на видовые точки разных типов, важно учесть эти характеристики. В противном случае вы можете значительно переплатить в садовом центре за тот или иной сорт, к примеру, с интересной золотистой каймой по пурпурному листу, но этого никто не увидит. С отведенных точек он будет восприниматься просто пурпурным растением, которое можно было купить дешевле. Если уж мы берем именно окаймленное растение, то нужно всеми способами подчеркнуть это отличие, давая возможность созерцать его со статической точки в непосредственной близости. На деле это означает, что надо или посадить его к беседке, веранде и т. д., или в непосредственной близости от него поставить скамью. Детали растения не всегда бывают декоративными. Иногда они таковы, что хотелось бы сделать их менее заметными. Целый ряд вариегатных форм и сортов кустарников вблизи не такие эффектные, как издали. Если мы берем пестролистные вейгелы или дерены, то их окраска действительно достойна кисти живописца – они одинаково хорошо воспринимаются как вблизи (любуемся рисунком на листьях), так и с расстояния (интересный цвет пятна растения в целом, обусловленный его пестролистностью). А встречаются растения, у которых пятна расположены нелогично, бессистемно, имеют не всегда приятный цвет. Кажется, что они поражены химическим раствором или больны одним из грибковых заболеваний. Однако снимать со счетов их все же не стоит. Их просто нужно сажать в правильные места относительно запроектированных нами видовых точек и дорожно-тропиночной сети. Например, барбарис оттавский сорта ‘Silver Miles’ вблизи – это пурпурные листья, запятнанные грязно-серыми пятнами и полосками, совершенно бессистемными, разного размера и формы. Выглядит он не самым приятным образом. Но зато с расстояния эти подробности неразличимы, а видим мы цельное пятно пурпурного с сиреневым оттенком цвета. Становится ясно, где это растение можно посадить, а где нет. 

•При наблюдении в движении пятна будут еще больше сливаться с фоном, а уж с дальнего расстояния особенно.

•Другой пример – калина обыкновенная, форма ‘Variegata’. Похожие на хлороз разводы на листьях не придают эффекта вблизи, но с расстояния получается не темно-зеленый куст, а почти салатовый, что может быть интересно в целом ряде композиций, например с пурпурными растениями. Поступаем так же, а именно – предлагаем любоваться с расстояния.

•Говоря о расположении тех или иных кустарников вблизи или на расстоянии от запроектированных или выявленных нами видовых точек, можно учитывать не только их визуально воспринимаемые характеристики. Важными являются и ароматы, и наличие съедобных плодов, и шуршание листьев при дуновении ветра. Причем наличие аромата не повод сразу сажать растение вблизи видовой точки. Надо подумать, что это за аромат.

•У некоторых кустарников (например, сирени венгерской, некоторых сортов сирени обыкновенной) запах вблизи очень резкий, он становится более приятным, когда уже частично повеет ветерком.

•Некоторые же и вовсе имеют запах «на любителя», независимо от того, концентрированный он или успел развеяться (некоторые барбарис, боярышник). Плоды, часто незаметные, – это просто приятная мелочь: идешь по дорожке и срываешь ягоду, за ней другую. Здесь не так силен визуальный эффект, но повышение интересности сада – гарантировано.

•Подбирая растения по их декоративным признакам для дальних и ближних место положений, постарайтесь проанализировать изменения их облика в течение всего сезона. У растения могут быть хорошо видимые с расстояния цветы, но не заметные, хотя и очень декоративные плоды. Или наоборот. Возможен также вариант, когда кустарник, не особо интересный с точки зрения формы кроны в облиственном состоянии, вдруг становится произведением искусства, когда листья облетают. Это тоже повод задуматься о том, как далеко от видовой точки такое растение стоит посадить.

•Подбор растений друг к другу также имеет свой примерный алгоритм, автор постарается донести его применительно к двум основным типам композиций, встречающихся в наших садах, – одностороннего обзора и кругового обзора. Они хорошо «читаются» на уже разработанном нами плане объемно-пространственной структуры сада.

•Садовой композицией кругового обзора является любая группа растений, которую можно рассматривать не с одной, а с нескольких сторон. Даже если в наших садах преобладают композиции одностороннего обзора, хотя бы одну круговую композицию мы найдем практически везде. Это может быть группа деревьев, кустарников и травянистых многолетников на газоне или в окне мощения (свободная от плитки часть площадки), на края которого эффектно выползают почвопокровные растения; «островок» из водных растений в центре прудика. Даже небольшую группу растений в контейнере из терракоты, стоящем в зоне отдыха, вполне можно отнести к композиции кругового обзора.

•В подборе ассортимента растений для таких композиций и в их структуре есть свои особенности. Так, планируя композицию на газоне, важно с самого начала продумать возможность последующего кошения газона по периметру группы. В группах растений на мощении в большинстве случаев важно добиться того, чтобы подбивочные растения перекрывали границы вырезанного в мощении окна. В композициях на воде необходимо сохранить ощущение целостного водного зеркала, в котором эффектно отражаются растения. Однако при всех этих различиях правила построения круговых композиций остаются едиными, потому что законы зрительного восприятия постоянны независимо от структуры и местоположения объектов.

•Композиция кругового обзора может быть решена регулярно или пейзажно. Регулярная композиция часто бывает концентрической. В центре размещается какой-то главный акцент, на разном удалении от него высаживаются в виде концентрических окружностей кустарники и многолетники. Подбираемые для таких композиций элементы имеют строгие геометрические контуры (растения с живописными формами крон используются редко). В качестве центрального элемента не всегда выступает растение – это могут быть и скульптура, и фонтан, и опора с вьющимися растениями, и ваза с цветами.

Этап 9 Анализ динамики роста насаждений

•Пик декоративности у разных растений наступает через разные промежутки времени, так как они растут с различной скоростью. Может случиться так, что нарисованная в воображении картинка не сложится вовсе. Ведь к тому времени, когда медленно растущие растения дойдут до требуемой кондиции, их быстрорастущих партнеров уже не будет. Понятно, что деление на медленно растущие и быстрорастущие – весьма условно, есть и ряд видов, находящихся посередине, но тем не менее при таком делении можно было бы у каждой из групп выделить следующие черты.

•Быстро растущие

• Имеют короткий период жизни.

• Новее в эволюционном плане.

• Относительно дешевы.

•Медленно растущие

• Имеют продолжительный период жизни.

• Относительно дороги.

• Более древние в эволюционном плане.

•Исходя из этого, понимаешь, что если вам нужен сад с быстрым эффектом, то он будет относительно недолговечен (в пределах одной человеческой жизни). Главным образом в нем используются травянистые и быстрорастущие древесные растения. Они достаточно быстро превращаются в эффектные экземпляры, но жизнь и первых и вторых настолько коротка, что ее не хватит даже на одно поколение людей. Во втором случае желаемого эффекта придется ждать какое-то время, но когда он будет достигнут, восхищаться им сможете не только вы и ваши дети, но и внуки. Но возможно ли это? Да, и решение кроется в создании садов двух типов. Один мы делаем из растений медленно растущих и при этом долгоживущих, а второй – из быстрорастущих, но недостаточно долговечных. Сделать каждый из них не проблема. Основная сложность состоит в том, чтобы разместить их на одной территории, ведь они должны дополнять друг друга эстетически и при этом не мешать биологически. Это тот случай, когда нам приходится создавать два сада: «быстрый» и «долгий», накладывая их друг на друга. По сути это «скелет» сада и его «одежды» . «Скелет» – та часть сада, которая как раз рассчитана на будущее, она будет радовать преимущественно ваших выросших детей спустя продолжительное время. А «одежды» – нечто временное, часто меняющееся. «Скелет» – долгоживущие, но медленно растущие растения, а «одежды» – быстрорастущие, но недолговечные. И по этим двум группам, как и по тем, что выше мы выделили по скорости роста, имеется свой ряд соображений.

•«Скелет»

• Ассортимент растений, абсолютно устойчивых в климатических условиях места расположения участка.

• Ассортимент растений, абсолютно устойчивых в экологическом плане для данного конкретного участка (они подбираются под участок, а не он переделывается под них).

• Растения сажаются сразу на постоянное место с учетом их конечных размеров.
•«Одежды»

• Ассортимент не обязательно должен быть абсолютно устойчивым как в данном климате, так и в условиях участка.

• По возможности эффектные декоративно-лиственные и декоративно цветущие растения.

• Растения могут использоваться в уплотненной посадке с последующим прореживанием.

•Подбор ассортимента растений для сада начинается, естественно, со «скелета», который потом облагораживается «одеждами». При этом сама посадка может выполняться в любой последовательности. Очень часто (но не всегда) скелетные растения со временем становятся акцентными. Пока они не достигли своего максимального декоративного эффекта, роль акцентов исполняют отдельные, особо эффектные экземпляры быстрорастущих, то есть представители «одежд». То, что медленно растущие растения еще не стали акцентами, не означает, что они не красивы. Возраст наступления декоративного эффекта напрямую не связан со скоростью роста. Это зависит от того декоративного признака, который является главенствующим у данного вида. Например, окраска листвы как декоративный признак будет «работать» и у самого молодого растения, а вот такие декоративные качества, как цвет коры или форма кроны, могут быть явными лишь по прошествии определенного количества лет. Очень медленно растущая кедровая сосна, тем не менее, красива и тогда, когда она высотой в полметра, и когда в пять метров, и тогда, когда спустя десятки лет превращается в раскидистое дерево. Просто вначале мы будем любоваться сосной, сидя рядом на лавочке, причем смотря сверху вниз. Она может быть окружена почвопокровными многолетниками, камнями, отсыпями. А потом дерево подрастет, количество многолетников уменьшится (не думайте, куда их девать, он уйдут сами), камни будут отодвинуты подальше от ствола. 
•Не скоро, но наступит момент, когда лавочка (наверное, уже другая) будет стоять не рядом с сосной, а под ней, правда, сидеть на ней, скорее всего, будете уже не вы, а дети и внуки, которые с благоговением в голосе станут говорить: «Это посажено мамой (бабушкой, отцом…)». Привожу этот пример для ясности, что имеется в виду под словом «скелет» (здесь это сосна), а что подразумевают «одежды» (быстрорастущие, плоские, чтобы не затенять сосну, плотно посаженные многолетники с яркими пятнами цветов и листьев). Создавая такие «симбиозы», важно учитывать, как растения реагируют друг на друга, не страдает ли «скелет» от буйно разросшихся «одежд», не конкурируют ли их корневые системы и т. д.
Этап 10 Рабочее проектирование

•Разработав фрагменты сада и соединив их в единый генеральный план, а также продумав компенсационные посадки (пока поднимаются ввысь не самые быстро растущие деревья), вы можете подумать, что на этом работа закончена. Но это не так. Теперь мы переходим к рабочему проектированию. Сюда входит разработка посадочного и разбивочного чертежей, схемы дорожных одежд, строительных чертежей беседок и мостов, схемы поливочных и дренажных систем, систем освещения и т. д. Здесь же делаются чертежи конструкций дорожных одежд и подпорных стенок, водных устройств и беседок, веранд и пергол. Все эти моменты носят сугубо технический характер, и доля творческой составляющей в них минимальна. Но они тоже довольно важны.

•Многие считают, что рабочее проектирование требуется лишь тем, кто делает сад для заказчика, и совершенно не нужны тем, кто занимается реконструкцией своего. На самом деле для тех, кто реконструирует свой старый сад (а особенно если растягивает этот процесс на годы), рабочие чертежи, возможно, даже более важны. И особенно это касается разбивочного и посадочного чертежей – человек не может сразу, при всем желании, выкопать ненужное и отжившее, отнести куда-то, расчистить участок и посадить все заново по проекту. Как правило, это периодические замены местами, подсадки и пересадки одного, другого, третьего. Увидеть же окончательный участок, когда на нем растения и прочее еще на своих старых местах, – многим далеко не под силу. И вот тогда приходит на помощь чертеж, где дано точное место посадки нового куста и пересадки старого. Находит человек эту точку уже на земле и понимает, что никогда бы не посадил сюда эти растения. Уж очень сильно смущает и не дает этого сделать то, что уже сидит. По плану же сажает и, спустя какое-то время, с изумлением начинает замечать, как участок превращается именно в тот, что у него на картинках.

Результат десятого этапа:  Комплект рабочих чертежей.


Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Сотрудник

  Ландшафтный дизайнер
  +7968-815-36-73
  • 1
Вернуться к списку